СТРАНИЧКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Добрый день, уважаемые учителя, ученики и родители!"Меня зовут Шахбазова Оксана Анатольевна, я - школьный педагог-психолог.
На этой странице вы узнаете, чем я занимаюсь, а также в каких случаях можно обратиться ко мне за помощью.
Так вы сможете ознакомиться с графиком приема:
Для родителей : Пн с 15.00 до 17.00.
Для учеников : Ср с 15.00 до 17.00.
Для учителей : Пт, с 15.00 до 17.00.
Моя профессия – психолог
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия – психолог…
Или призванье это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия – доверье,
Мое призвание – душа.
В нем все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия – гармония,
Мое призванье – верность ей.
О.А.Коваль
Психологическая поддержка — это процесс, который:
концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;
помогает ребенку избежать ошибок;
поддерживает ребенка при неудачах.
Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?
Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении.
Недопустимы негативные замечания родителей.
Поддерживать ребенка — значит верить в него.
Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо.
Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.
Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:
научиться принимать себя;
достичь самовыражения и уверенности.
Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка. Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:
«Ты мог бы и постараться»;
«Ты мог бы и поосторожнее»;
«Ты должен был смотреть, как делаю это я».
Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь». И ребенок сдается.
К подобным результатам приводят:
Завышенные требования родителей. Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хорошим спортсменом.
Чрезмерные амбиции ребенка.
Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.
Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.
Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.
Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.
Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:
демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;
поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;
учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:
«Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;
«Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;
«Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».
Вскоре родитель научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе.
Содержательные функции поддержки
1. Профилактика школьной неуспеваемости
Необходимо предупредить отставание тех учащихся, которые не в состоянии освоить содержание образовательных программ.
Уже на этапе подготовки к обучению в школе обращается внимание на готовность ребенка по различным критериям.
Своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь помогает ребенку, записанному в школу, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.
Такая установка позволяет предупредить возможные трудности первоклассника, связанные с недостаточной готовностью, недостаточным уровнем умения учиться. И наконец, своевременное преодоление трудностей, возникающих по ходу обучения, является профилактикой педагогической дезадаптации, отставания в учебе, неуспеваемости.
Возможность оказания психологической помощи до начала обучения и в ходе
него создает более комфортные условия для учебной деятельности, позволяет своевременно разрешать коммуникативные, организационные и другие проблемы, возникающие в процессе обучения.
2. Пропедевтика — создание положительной установки на школу, учителя и учащихся, с которыми ребенку предстоит учиться.
Стимуляция мотивации к обучению, активизация соответствующих ресурсов (познавательные способности, знания, умения, навыки).
Поддержка личной инициативы и проявлений совместных усилий в групповой работе.
Создание условий для проявления самостоятельности, творчества, индивидуального выбора.
Поддержание особой атмосферы межличностного взаимодействия, построенного на гуманистических принципах.
3. Психологическое обеспечение программ школьного обучения
Важно выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий. Ученик должен приобрести опыт осознанного действия в подобных ситуациях.
На первом этапе в личной беседе выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником. Оценить ее с точки зрения значимости для ребенка. Для родителя это этап размышлений и проектирования психологической поддержки.
Чтобы помочь ребенку в беседе, можно использовать прием незаконченного предложения. Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу сказать...», «Моя самая большая трудность сейчас — это...».
На втором этапе необходимо выяснить причины трудностей ребенка, их возникновение. Здесь выявляется взгляд на проблему глазами ребенка. Не высказывая оценочных суждений, требуется проявить внимание к проблемам ребенка, внушая уверенность в том, что они могут и должны быть решены.
Задача родителей — поддержать ребенка в любых трудностях, высказать свою готовность помочь ему и по возможности сразу же обозначить первые шаги в этом направлении.
На третьем этапе вам предстоит договориться с ребенком о совместной работе по преодолению его трудностей. Лучше, если ребенок в письменном виде расскажет о своей готовности лучше учиться. Например, он обязуется получать по предмету хорошие оценки, а для этого будет больше задавать вопросов о правильности своего понимания вопроса. На вопросы будут даны ответы... и т. п.
На четвёртом этапе взрослый стимулирует, одобряет действия ребенка. Поощряет его инициативу, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.
Пятый этап — рефлексия. Успехи и неудачи обсуждаются с ребенком совместно. Особое внимание необходимо проявлять к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ему заметить те изменения, которые происходят в нем самом и в отношении к нему.
Здесь мы учимся создавать ситуацию успеха, чтобы школьник, столкнувшийся с трудностями обучения, поверил в свои силы и способности.
Итак, главное - это вера родителей и педагогов в ребенка! Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.
Педагог же обязан дать почувствовать каждому ученику, что он нужный и уважаемый член группы, класса.