Программа работы школьного научного общества учащихся
«Эврика»
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Эврика».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в
самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Эврика”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Устав научного общества учащихся "Эврика"
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к
научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
· Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
· Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
· Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
· Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
· Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
· Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
· Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
· Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции.
· Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции.
· Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования
литературы.
· Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.
· Строго соблюдать сроки выполнения научной работы.
· Строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в НОУ:
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-
исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации.
В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
· Секция гуманитарного направления (Рязанова С.П.)
· Секция естественно- математического направления Гринева Г.А.)
Состав НОУ:
Президент общества – Светличный О.Н., директор школы
Вице-президент – Рязанова С.П, заместитель директора по воспитательной работе
Главный координатор общества – Съедина Т.А.., заместитель директора по УВР
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
▪ информационном - получение учащимися новых знаний;
▪ эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
▪ нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
▪ интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
▪ непрерывности - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
▪ межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Значимость ШНО в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что оно предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, потенциальных познавательных возможностях и способностях.
Руководители научных работников, кроме обучения умениям и навыкам исследовательской работы, работают с учащимися над приемами устной и письменной переработки материалов различной литературы; приемами подготовки плана и работы с ним; приемами работы с систематическими (энциклопедическими) материалами.